Курсовая работа на тему «Государственные внебюджетные фонды РФ»

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что финансовый и экономический кризисы привели к резкому снижению уровня жизни населения, росту безработицы, проблемам с финансированием некоторых сфер хозяйства и общественной жизни. В этих условиях возникает ограниченность финансовых ресурсов для целей обеспечения наиболее важных социальных и общеэкономических потребностей, и возникает необходимость для удовлетворения наиболее насущных из них образовывать целевые денежные фонды, таким образом, оградив эти потребности от значительной нехватки финансирования.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

.        Сущность, назначение и источники формирования ВБФ

.        Пенсионный фонд

.1 Общая характеристика ПФ РФ, задачи, законодательные основы

.2 Доходы и расходы ПФ РФ

.        Фонд социального страхования

.1 Общая характеристика ФСС РФ, задачи, правовой статус

.2 Структура ФСС

.3 Доходы и расходов ФСС РФ

.        Фонд обязательного медицинского страхования

.1 Общая характеристика ФОМС РФ, задачи, правовой статус

.2 Система ОМС России

.3 Доходы и расходы ФОМС РФ

.4 Территориальные ФОМС

.        Проблемы функционирования ВБФ в России

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Конституции РФ ст.7 ч.1: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Осуществлять эту социальную политику государства помогают государственные внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды являются одним из наиболее важных звеньев финансовой системы. Через них происходит перераспределение части национального дохода для выполнения социальных функций государства.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что финансовый и экономический кризисы привели к резкому снижению уровня жизни населения, росту безработицы, проблемам с финансированием некоторых сфер хозяйства и общественной жизни. В этих условиях возникает ограниченность финансовых ресурсов для целей обеспечения наиболее важных социальных и общеэкономических потребностей, и возникает необходимость для удовлетворения наиболее насущных из них образовывать целевые денежные фонды, таким образом, оградив эти потребности от значительной нехватки финансирования.

Цель данной курсовой работы — раскрыть сущность государственных внебюджетных фондов РФ.

Предметом данной курсовой работы выступают государственные внебюджетные фонды РФ.

Информационной базой послужили нормативно-правовые акты, учебные пособия и электронные ресурсы.

. СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВБФ

Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, обособленный от федерального бюджета и региональных бюджетов и необходимый для обеспечения выполнения конституционных прав населения и удовлетворения некоторых потребностей социально-экономического характера. При этом обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидации их в бюджете государства.

Внебюджетные фонды государства являются одной из частей системы финансов РФ.

Внебюджетные фонды — одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социально-экономические цели.[1]

С точки зрения институтов государственные ВБФ представляют собой совокупность самостоятельных кредитно-финансовых учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти РФ. Если изучать ВБФ как категорию финансов, то они являются совокупностью отношений по распределению денежных средств, в результате этих отношений на основе обязательных страховых отчислений, налогов и других источников образуются государственные фонды финансовых ресурсов, используемые для исполнения наиболее важных расходов государства, не включаемых в бюджет. [2]

Другими словами, внебюджетные фонды — это форма перераспределения и расходования финансовых ресурсов, необходимых государству для финансирования не включаемых в бюджет расходов по решению определенных социальных задач. Эти средства комплексно расходуются на основе оперативной самостоятельности исключительно в соответствии с целями и задачами фондов.

Практика финансирования социальных расходов государства из целевых социальных внебюджетных фондов давно применяется за рубежом.

С помощью государственных ВБФ можно решать следующие задачи:

•        оказание социальной поддержки и услуг населению с помощью выплаты денежных пособий, единовременной материальной компенсации;

•        обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности человека;

•        оказание социальных услуг населению путем финансирования учреждений социальной системы;

•        финансирование пенсионного обеспечения.[1]

Государственные внебюджетные фонды в РФ имеют социальную направленность и строго целевое назначение. В зависимости от задач, для которых создаются ВБФ, они делятся на две группы: социальные и экономические целевые фонды.

К государственным целевым социальным ВБФ относятся:

•        Пенсионный фонд РФ;

•        Фонд социального страхования РФ;

•        Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).

К государственным целевым экономическим фондам относятся: территориальные дорожные фонды; внебюджетные фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок и др. [1]

Источником материальных ресурсов для внебюджетных фондов во многих государствах является национальный доход, а большая часть фондов образуется при его перераспределении. В таком понимании внебюджетные фонды являются финансовой категорией и частью системы государственных финансов.

При этом ВБФ обладают рядом особенностей. Например, в РФ:

)проекты бюджетов государственных ВБФ предоставляются в одно время с проектом соответствующих бюджетов на очередной финансовый год;

)бюджеты государственных ВБФ рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

)внебюджетные фонды имеют строго целевую направленность. Их расходование производится только на цели, установленные нормативно-правовыми актами РФ, в соответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами или законами субъектов РФ;

)доходы государственных ВБФ формируются за счет обязательных платежей, а также добровольных взносов юридических и физических лиц;

)страховые отчисления в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Ставки взносов являются обязательными и устанавливаются законодательно;

)денежные ресурсы внебюджетных фондов являются собственностью государства. Они не являются частью бюджетов, а также других фондов и не подлежат расходования на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

)распорядителями средств ВБФ являются Правительство или правление фонда.

В зависимости от целей и задач ВБФ выделяют несколько источников их образования:

•        налоги (страховые отчисления);

•        отчисления, которые включаются в себестоимость производимой продукции, товаров, работ и услуг;

•        отчисления, производимые за счет доходов (прибыли) субъектов экономической деятельности;

•        дотации из федерального бюджета;

•        добровольные пожертвования, благотворительные отчисления и др.[3]

Источники финансирования социальных внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и периодический характер в зависимости от экономического и финансового состояния страны.[1]

В зависимости от зоны действия в формировании ВБФ могут принимать участие:

•        все субъекты экономической деятельности (федеральные социальные и экономические ВБФ);

•        субъекты экономической деятельности, зарегистрированные или проживающие на определенной территории (территориальные внебюджетные фонды);

•        субъекты, занимающиеся определенным видом экономической деятельности (отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды).

Целевой характер образования внебюджетных фондов определяет направления их использования. С помощью внебюджетных фондов решаются социальные задачи (социальное и пенсионное обеспечение и т д.), экономические задачи (воспроизводство минерально-сырьевой базы, строительство и реконструкция дорог и т.п.), отраслевые и межотраслевые задачи (развитие науки и техники, создание инновационных технологий и т.п.).

READ  Курсовая работа на тему "Современная налоговая система Российской Федерации: развитие и перспективы"

Финансовыми ресурсами ВБФ распоряжаются специально созданные государственные и негосударственные (некоммерческие организации) учреждения или органы исполнительной и муниципальной власти.

Бюджеты государственных ВБФ и их исполнение утверждаются законодательными органами власти (федеральными или органами субъектов РФ в зависимости от статуса фонда). Вместе с собственно внебюджетными фондами образуются целевые бюджетные фонды, имеющие обособленные в рамках доходов бюджета источники финансирования. Средствами целевых бюджетных фондов распоряжаются и управляют органы исполнительной власти.[3]

Создавать целевые социальные внебюджетные фонды вправе как федеральные органы власти, так и республиканские и местные органы самоуправления. Целевые фонды, созданные на федеральном уровне, чаще всего передают средства в распоряжение территориальных органов.[1]

Нормативно-правовой базой для создания государственных целевых и социальных фондов являются Конституция РФ и Бюджетный кодекс РФ.

Право на социальное обеспечение граждан России указано в ст. 39 Конституции РФ: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом”.[5]

Государственные целевые социальные внебюджетные фонды имеют собственные источники образования, обособленные от источников образования бюджета РФ и бюджетов субъектов.

Целевое и рациональное использование средств государственных (федеральных) целевых фондов контролирует Министерство финансов РФ.

Часть полномочий по управлению деятельностью государственных целевых фондов переданы органам Федерального казначейства. Основной задачей Федерального казначейства является обслуживание государственного бюджета, а также регулирование отношений финансового характера между государственным бюджетом и федеральными целевыми фондами, исполнение этих фондов, наблюдение за поступлением и расходованием финансовых ресурсов федеральных целевых фондов. С этой целью Казначейство собирает, обрабатывает и анализирует информацию о состоянии бюджетах различных уровней, в том числе и бюджетах целевых фондов.[1]

. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

.1 Общая характеристика ПФ РФ, задачи, законодательные основы

пенсионный фонд внебюджетный страхование

Пенсионный фонд РФ (ПФР) — один из наиболее важных социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.[6]

ПФР и его финансовые ресурсы являются государственной собственностью РФ, не входят в состав бюджетов различных уровней и других фондов и изъятию не подлежат.[7]

Как государственный внебюджетный фонд РФ, ПФР необходим для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения конституционного права граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР принимается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом одновременно с принятием Федерального бюджета РФ.[8]

Пенсионный фонд РФ (ПФР) был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 441-I для выполнения задач пенсионного обеспечения в РФ. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, действующим в соответствии с законами РФ, и выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.[2]

ПФР осуществляет некоторые социально-экономические функции, такие как:

§   определение размера страховых пенсий (по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности), пенсий по программе государственного пенсионного обеспечения, накопительных пенсий, пенсий военнослужащим и их семьям, социальных пенсий, пенсии госслужащих и их выплата;

§   выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;

§   назначение и начисление социальных выплат таким категориям граждан, как ветераны, инвалиды, Герои РФ и т.д.;

§   управление страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

§   реализация государственной программы по доведению пенсии до уровня прожиточного минимума в регионе с помощью федеральной социальной надбавки;

§   ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

§   формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;

§   софинансирование социальных программ субъектов РФ и адресная помощь пенсионерам

§   исполнение Программы государственного софинансирования пенсии;

§   исполнение международных соглашений.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

2.2    Доходы и расходы ПФ РФ

Структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ:

·        налоги;

·        неналоговые доходы:

ü  страховые отчисления на обязательное пенсионное страхование;

ü  дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и отчисления работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые отчисления на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ;

ü  отчисления организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ;

ü  пени, штрафы и недоимки по взносам в ПФР;

ü  инвестиционные доходы от размещения средств ПФР

ü  , суммы, поступающие в результате возмещения ущерба, санкции, штрафы;

·        безвозмездные поступления:

ü  дотации из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ;

ü  безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных организаций;

ü  отчисления, уплачиваемые предприятиями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным группам работников этих предприятий;

·        другие поступления [12].

Стандартный процент отчислений в ПФР составляет 22 % от фонда заработной платы организации, при этом отчисления не включаются в состав зарплаты отдельных сотрудников, но учитываются пенсионным фондом при ведении их счетов. Эти отчисления формируют страховую и накопительную части пенсии.

До 2010 года отчисления в ПФР являлись составной частью ЕСН. С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые отчисления работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФФОМС и ФСС. В 2010 году общий объём страховых взносов сохранился на уровне ставки единого социального налога — 26 %, из которых 20 % были направлены в ПФР (для обеспечения обязательного пенсионного страхования). Базой для начисления страховых взносов является доход за год, не превышающий сумму в 415 тысяч рублей. В случае, если доход за год превышает 415 тысяч рублей, отчисления свыше 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные отчисления свыше этой суммы не образуются. С 2011 года общий процент отчислений был увеличен до 34 %, из которых 26 % составили отчисления на обязательное пенсионное страхование. Такая ставка позволила серьезно увеличить суммы выплачиваемых пенсий.

Также с 2009 года у населения появилась возможность производить добровольные отчисления на накопительную часть пенсии . Законом предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).[8]

READ  Курсовая работа на тему "Исследование структуры капитала"

На основании Положения о Пенсионном фонде РФ (России) средства расходуются на:

·        выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

·        выплату пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;

·        оказание органами социальной защиты населения материальной поддержки пожилым и нетрудоспособным гражданам;

·        финансирование и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

·        прочие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда РФ [13].

Ниже представлены основные показатели деятельности Пенсионного фонда РФ.

Таблица 1. Основные показатели, характеризующие деятельность Пенсионного Фонда РФ за 2012-2014 годы.[9,10,11]

 

Исходя из этой таблицы, можно сделать следующие выводы:

.        На 2014 год расходы бюджета превышают доходы, что требует дополнительного привлечения средств в бюджет ПФ РФ.

.        Финансовые показатели деятельности фонда растут, но в недостаточных темпах. Темпы роста инфляции превышают темпы роста доходов бюджета ПФ РФ и роста пенсионных доходов населения.

. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

.1 Общая характеристика ФСС РФ, задачи, правовой статус

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) — это централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий денежные средства, предназначенные для оказания социальных услуг и социальной помощи, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу. Фонд социального страхования РФ является обособленной финансово-кредитной организацией при Правительстве РФ, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.[3]

ФСС — бюджетное учреждение, имеющее структурные подразделения в регионах, имущество которого находится в его оперативном управлении и является собственностью государства. К имуществу ФСС также относится имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями.

Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются федеральными законами, а бюджеты региональных отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением ФСС утверждаются председателем ФСС.

В состав ФСС входят:

• региональные отделения, управляющие ресурсами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;

• филиалы отделений, создаваемые региональными отделениями фонда по согласованию с председателем ФСС.

Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в ведомственном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат [14].

Задачи Фонда заключаются в:

·        обеспечении гарантированных государством различных пособий, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

·        участии в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

·        поддержании Фонда в устойчивом финансовом состоянии;

·        разработке законопроектов, регулирующих процент отчислений работодателей на государственное социальное страхование;

·        организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, консультационной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования

·        другие задачи [14]

3.2 Структура ФСС

ФСС является обособленным финансово-кредитным учреждение. Его бюджет утверждается ежегодно отдельным законодательным актом.

Органы фонда социального страхования подразделяются на три группы:

·        исполнительные;

·        руководящие;

·        контролирующие.

Исполнительными органами ФСС являются:

·        региональные отделения фонда, которые управляют его ресурсами на территории субъектов федерации;

·        центральные отделения, которые распоряжаются ресурсами организации в разных отраслях хозяйства;

·        филиалы центральных и отраслевых отделений ФСС (ст.5 Положения «О ФСС» — ПП №101). [14]

Руководит деятельностью ФСС председатель фонда. Он и его 5 заместителей отбираются на должности правительством РФ.

В структуру управления ФСС входят коллегиальные и совещательные органы: для самого фонда — это правление (далее — ПФСС), а для его отраслевых подразделений — координационные советы. Заседания правления ФСС проводятся по необходимости.

В его состав входят 35 лиц, которые утверждаются Правительством на основе поданного представительства председателя организации. Руководит правлением председатель фонда.[15]

Региональные отделения ФСС образуются на территории отдельных субъектов федерации. Центральные отделения — в разных хозяйственных отраслях (ст. 22-24 Положения «О ФСС» — ПП №101) [14].

Управление эти отделениями производят назначенные на должность управляющие. Организационная структура фонда социального страхования РФ дополняется региональными и отраслевыми координационными советами Фонда.

Это совещательные органы, которые занимаются рассмотрением вопросов, связанных с обязательной страховой деятельностью.

В состав комитетов делегируются лица, которые назначаются ПФСС. Председателями координационных советов на местах являются управляющие региональных отделений ФСС. Переназначение членов комитетов разрешено не чаще 1 раза в год.[15]

Деятельность этой внебюджетной организации контролируется его контрольно-ревизионной службой вместе с налоговой инспекцией и профсоюзами:

Работники контрольно-ревизионной службы ФСС осуществляют контроль над своевременностью и полнотой выплаты страховых отчислений и прочих платежей. Деятельность фонда и связь с общественностью обеспечивает его аппарат.[14]

.3      Доходы и расходы ФСС РФ

Структура доходов бюджета фонда социального страхования РФ:

·        налоги;

·        неналоговые доходы:

ü  страховые отчисления на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

ü  страховые отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ü  штрафы, пени и недоимки по взносам в Фонд социального страхования РФ;

ü  доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;

ü  , суммы, поступающие в результате возмещения ущерба, штрафы, санкции;

·        безвозмездные поступления:

ü  дотации из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования РФ;

·        прочие поступления [12].

В соответствии с Положением о фонде социального страхования РФ средства расходуются на:

·        выплату пособий;

·        оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечебное (диетическое) питание;

·        частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;

READ  Курсовая работа на тему "Государственный кредит"

·        частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;

·        частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

·        создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

·        обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

·        иные расходы [14].

По состоянию на 2015 год общая ставка социального налога составляет 30%. В пенсионный фонд работодатели направляют 22% из фонда заработной платы, в фонд социального страхования направляется 2,9%, фонд обязательного медицинского страхования получает 5,1%.

На диаграмме представлено исполнение бюджета ФСС РФ за 2011-2014 годы. (рис.1)

Рисунок 1. Исполнение бюджета ФСС РФ за 2011-2014 годы

Данная диаграмма показывает снижение размера доходов бюджета ФСС при незначительном повышении уровня расходов на протяжении указанного периода.

4. ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

.1      Общая характеристика ФОМС РФ, задачи, правовой статус

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — обособленное некоммерческое государственное финансово-кредитное учреждение.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — это юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в Центральном банке РФ и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, бланки и штампы установленного образца.

ФФОМС необходим для реализации политики государства в области обязательного медицинского страхования граждан как одной из частей программы государственного социального страхования.

ФФОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ [7].

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет следующие функции:

·        принимает участие в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

·        аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, обеспечивает собственную финансовую устойчивость за счет формирования использования в случае необходимости резервов.

·        обладает правом начислять и взыскивать со страхователей для неработающих граждан недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени;

·        устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и порядок ведения отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

·        издает нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с полномочиями, установленными законодательством РФ;

·        ведет единый регистр застрахованных лиц, единый реестр медицинских организаций,

·        имеет право на обработку персональных данных застрахованных лиц;

·        проводит проверку достоверности информации, предоставленной субъектами, контролирует соблюдение законодательства субъектами обязательного медицинского страхования;

·        иные функции [7].

.2 Система ОМС в России

В настоящее время медицинское страхование осуществляется в России в двух формах: обязательном (ОМС) и добровольном (ДМС). ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы включают «гарантируемый» объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. ДМС обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС. ДМС может быть коллективным и индивидуальным.

В качестве участников программы медицинского страхования выступают:

•        застрахованные — все граждане РФ как потребители медицинских услуг;

•        страхователи — юридические и физические лица; для работающих — предприятия, учреждения, организации, для неработающих — органы исполнительной власти;

•        страховая медицинская организация (СМО), которая обязана заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать оказанную услугу в случае наступления страхового случая;

•        медицинское учреждение, которое лечит застрахованного и получает денежные средства от СМО;

•        Федеральный и территориальный фонды ОМС.

Страхователями при ОМС являются: для неработающего населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды, безработные) — органы государственной власти всех уровней; для работающего населения — работодатели (предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью).

Страхователями при ДМС выступают сами граждане (индивидуальное страхование) или работодатели, представляющие интересы своих работников. При этом работодатели могут финансировать ДМС только при наличии прибыли, так как лишь она может быть источником средств на ДМС. ДМС осуществляется различными страховыми компаниями, получившими лицензию на данную деятельность.

Документом, дающим гарантии человеку предоставление медицинской помощи в рамках ОМС или ДМС, является страховой полис.

Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования — ФФОМС и ТФОМС. Денежные средства ФФОМС являются государственной собственностью. Страхователи перечисляют отчисления в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС переводит средства на счета страховых медицинских организаций (СМО). СМО — это организации, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан. В целом финансирование в рамках обязательного медицинского страхования представлено на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Взаимодействие участников системы ОМС

.3 Доходы и расходы ФОМС

Структура доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ:

·        налоги;

·        неналоговые доходы:

ü  страховые отчисления на обязательное медицинское страхование;

ü  штрафы, пени и недоимки по взносам в фонды обязательного медицинского страхования

ü  доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

ü  штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

·        безвозмездные поступления:

ü  дотации из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

·        прочие поступления [3].

Расходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляются в целях финансового обеспечения:

·        предоставления субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении полномочий;

·        исполнения расходных обязательств РФ в сфере охраны здоровья граждан;

·        выполнения функций органа управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования [7].

Исполнение бюджета ФОМС по доходам и расходам за 2011-2014 годы представлено на диаграмме (рис.3)

Рисунок 3. Исполнение бюджета ФОМС за 2011-2014 годы

Исходя из приведенных данных, можно сделать следующие выводы:

1.      В 2012 году произошло резкое увеличение бюджета из-за изменения процента отчислений в ФОМС.

.        Доходы и расходы ежегодно увеличиваются, в 2014 году наблюдается дефицит, что требует привлечения источников его финансирования.

4.4 Территориальные ФОМС

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования является некоммерческой организацией, созданной субъектом РФ для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ.

Территориальный фонд является юридическим лицом и подотчетен высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования. Для реализации своих полномочий территориальный фонд открывает счета, может создавать филиалы и представительства, имеет бланк и печать со своим

Отчёт по практике «Полиция в системе правоохранительных органов»

Особенностью современного этапа развития российской государственности является принятие весьма большого количества законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания,

Открыть / Скачать
Отчёт по практике «Основы деятельности администрации с. Турочак»

Администрация — исполнительно-распорядительный орган, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий,

Открыть / Скачать